Взаимодействие проблем

thumb 1
телефоны Моторола

Названные проблемы тесно взаимодействуют. Так, оптимальная форма плана связана с компоновкой транспортного узла и принятой конструктивной системой. Поскольку верти-кальные механизированные пути коммуникаций становятся в многоэтажном здании главными, а горизонтальные пути - подчиненными, желательно, чтобы лифтовый узел был единым и располагался в геометрическом центре плана или по крайней мере в средней части здания. Лестницы обычно размещаются вблизи лифтового узла; рассредоточенное положение этих элементов бывает вызвано спецификой композиционного или конструктивного замысла.

Центрический, геометрически уравновешенный или симметричный хотя бы относительно двух взаимно перпендикулярных осей план с центрально-расположенным ядром жесткости является для высотных зданий оптимальным по конструктивным соображениям. При протяженной вытянутой форме плана устойчивость здания в разных направлениях различна; его конструкции будут усложнены. При крестообразном или трехлопастном плане сама разветвленная форма здания будет способствовать восприятию ветровых нагрузок.

Схемы планировок многоэтажных и высотных зданий могут быть классифицированы по форме плана и положению узла вертикальных коммуникаций. Компактные и несколько протяженные в плане композиции одинаково часто встречаются в зданиях высотой до 20-30 этажей. В более же высоких зданиях компактная или приближающаяся к компактной композиция преобладает. Относительно небольшая ширина (30-36 м) зданий с компактной планировкой высотой 20 этажей и более, и еще меньшая ширина (15-24 м) при протяженной коридорной планировке, характерные для большинства советских 9-16-этажных зданий, объясняются требованием обязательного естественного освещения всех рабочих помещений. Большезальные пространства значительной глубины устраиваются обычно в торцах или ветвях зданий так, чтобы естественное освещение было с трех сторон.